- В последнее время суды присяжных вынесли ряд вердиктов, получивших неоднозначную оценку в обществе. Это спровоцировало полемику по поводу того, что эта система правосудия также далека от совершенства.
- Пристальное внимание к проблеме достоинств и недостатков суда присяжных вызвал ряд вынесенных в последнее время вердиктов, имевших широкий общественный резонанс. При этом, если в деле Ульмана, где были оправданы лица, обвинявшиеся в совершении тяжких преступлений (убийство военнослужащими мирных жителей, совершенное на основании преступного приказа), что вызвало недовольство общественности, то в деле Мужахоевой общественная критика была направлена на вердикт присяжных в связи с тем, что они не нашли оснований для снисхождения в отношении лица, хотя и участвовавшего в подготовке террористического акта, но, вполне возможно, отказавшегося от его проведения и активно сотрудничавшего со следствием. Серьезные вопросы возникли и в связи с делом Сутягина: чем обоснован обвинительный вердикт (причем без права на снисхождение) по делу о шпионаже лицу, не имевшему допуска к государственной тайне? Почему и на каких основаниях судья распустил первоначальный состав присяжных и принял решение об отборе нового? Почему некоторые из присяжных нового состава с весьма значительной степенью вероятности подозреваются в том, что они являются бывшими сотрудниками спецслужб?
Все эти "громкие" дела еще раз высветили недостатки нашей судебной системы, заставили усомниться в ее независимости.
Кому положена мантия
- Как идет подбор присяжных?
- Обязанность по подготовке списков кандидатов в присяжные заседатели возложена на высший исполнительный орган государственной власти субъекта федерации, который ежегодно составляет общий и запасной списки присяжных заседателей, включая в них граждан, постоянно проживающих в регионе. Предполагаемое количество присяжных определяется, исходя из количества уголовных дел, рассматриваемых судом. Администрация составляет централизованные списки присяжных, в которых пропорционально представлено население каждой административно-территориальной единицы, на которую распространяется юрисдикция данного суда.
Списки кандидатов в присяжные заседатели по действующему закону формируются на основе избирательных списков. Затем производится компьютерная выборка. Принцип, лежащий в основе процесса отбора кандидатов в присяжные, заключается в обеспечении случайного характера выбора.
В деятельности суда присяжных вправе принимать участие граждане России независимо от социального, имущественного положения, национальности, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания. Исключение лица из списков либо освобождение его от участия в суде осуществляется в одних случаях по его волеизъявлению, в других по требованию закона.
- Кто ни при каких обстоятельствах не сможет стать присяжным?
- Лица, не достигшие возраста 25 лет, имеющие не снятую или не погашенную судимость, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности, а также состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
Сюда же нужно еще отнести тех, кто подозревается или обвиняется в совершении преступлений, не владеет языком, на котором ведется судопроизводство, имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Пленумом Верховного суда РФ был также рассмотрен вопрос об освобождении от обязанностей присяжных заседателей руководителей и заместителей руководителей органов представительной и исполнительной власти, военнослужащих, судей, прокуроров, следователей, адвокатов и других работников правоохранительных органов. Причем делаться это должно по их просьбе. Если такой просьбы не последовало, эти лица наряду с другими присяжными заседателями освобождаются от участия в рассмотрении дела лишь при наличии у председательствующего судьи обоснованных сомнений в их объективности вследствие оказанного на них незаконного воздействия, наличия у них предвзятого мнения, их осведомленности о деле, подлежащем рассмотрению.
Применяемые при этом оценочные критерии неизбежно сложны и субъективны. Поэтому для того, чтобы исключить саму возможность проявления обвинительного уклона, а также профессиональных стереотипов в принятии решений, коллегию присяжных необходимо формировать из лиц, не являющихся юристами и не принадлежащих ни к одной из других указанных категорий. Этот важный принцип должен быть закреплен законодателем в качестве императива.
Кроме того по письменному заявлению лица могут быть также освобождены лица старше 65 лет и священнослужители.
- Насколько, с вашей точки зрения, продумана процедура подбора присяжных?
- В том-то и проблема, что процедура не является прозрачной и по существу исключает общественный контроль, а случайность выборки не гарантирована. Это далеко не единственные проблемы, связанные с деятельностью судов присяжных. Спорной представляется позиция законодателя в отношении рассмотрения в Верховном суде РФ уголовных дел по первой инстанции, в том числе с участием присяжных заседателей. Вызывает нарекания порядок составления общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели. Нуждается в уточнении перечень обстоятельств, препятствующих выполнению гражданами обязанностей присяжного заседателя. Не предусматривается возможность самоотвода в случае, когда определенные обстоятельства ставят под сомнение объективность присяжного заседателя. Не определен полный перечень гарантий личной безопасности присяжного заседателя и членов семьи присяжного заседателя как в период осуществления им правосудия, так и после окончания судебного процесса с его участием.
Система отбора присяжных должна быть построена таким образом, чтобы можно было исключить любую возможность произвольного, предвзятого их отбора администрацией или судом.
- Что необходимо сделать, чтобы решить эти проблемы?
- Необходимо предоставить максимальную возможность участия в выполнении обязанностей присяжных всем гражданам, чьи кандидатуры включены в общий и запасной списки. Исключить возможности отбора лиц, не отвечающих требованиям, предъявляемым к присяжным заседателям. Установить порядок ознакомления граждан со списками кандидатов в присяжные заседатели и формы извещения об участии в процессе. И, наконец, как можно шире информировать население по организационным и процессуальным вопросам отправления правосудия с участием присяжных.
Для решения этих задач необходимо, на мой взгляд, создать специальный орган - Комиссию по составлению списков присяжных заседателей в каждом субъекте федерации, тем более что в государстве накоплен исторический опыт их работы. Может быть полезна и практика зарубежных стран, в частности в провинции Онтарио в Канаде. В обязанности действующего в этой провинции Комитета по составлению списков присяжных заседателей входит компьютерный отбор присяжных заседателей, вручение им повесток с указанием примерного срока вызова, направление им анкет и обработка информации и передача ее суду.
Таким образом, ответственность за составление списков присяжных заседателей, проверка на соответствие кандидатов в присяжные закону и личному статусу, регулярное внесение в списки соответствующих изменений, опубликование списков присяжных заседателей, рассмотрение заявлений о недостоверной информации, имеющейся в списках, контроль за явкой присяжных заседателей в суд, установление причин неявки присяжных заседателей, подготовка соответствующих материалов об ответственности виновных за неявку присяжного заседателя будет ложиться на указанный Комитет.
Работа подобных комитетов имеет большое значение, поскольку благодаря ей суды освобождаются от несвойственных функций: фактической проверки списков присяжных и розыска лиц, включенных в них. Повышается эффективность деятельности судопроизводства, обеспечивается бесперебойный порядок слушания дел, значительно сокращаются расходы, что, в свою очередь, способствует качеству процесса.
Законодательное закрепление ответственного органа за составление списков присяжных заседателей с обозначенными функциями, как представляется, позволит минимизировать негативные проявления в деятельности суда присяжных, в частности, существенно снизить давление на присяжных и более эффективно, чем сейчас, обеспечить их беспристрастность и независимость.
- А как сейчас составляются списки?
- К сожалению, в субъектах федерации, где действует суд присяжных, отмечается низкое качество составления списков, их несоответствие требованиям закона. Есть факты повторного включения в списки кандидатов в присяжные заседатели одних и тех же граждан, а также умерших, выбывших с места жительства, лиц, которые не соответствуют требованию закона (таких в списках около 30 процентов).
Следует также отметить низкую явку кандидатов в присяжные в суд. В ряде регионов она составляет 5-10 процентов. Большинству граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, на момент их вызова в суд не было об этом известно.
В результате у судьи возникают трудности с формированием "скамьи присяжных" (для этого необходимы 20-50 кандидатов, обладающих необходимыми моральными и нравственными качествами), что ведет к затягиванию процедуры и срыву дел. Эти нарушения могут иметь серьезные правовые последствия и явиться основанием для отмены приговора.
Гостайна в погонах
- Как регламентирует условия работы присяжных российское законодательство?
- За исключением порядка выплат компенсационного вознаграждения за участие в осуществлении правосудия и гарантий независимости и неприкосновенности никак. В связи с этим необходимо прежде всего обустроить суды для работы в них присяжных заседателей. В настоящее время практически ни один суд таких условий не имеет. Не хватает специализированных помещений, не всегда возможно разместить в зале суда скамью с присяжными в стороне от обвинителя или защитника, совещательные комнаты не оборудованы должным образом.
Еще более важным является вопрос о гарантиях неприкосновенности и независимости присяжного заседателя от незаконного воздействия не только заинтересованных лиц, но и со стороны различных государственных, в том числе правоохранительных структур. На сегодня в практике судов не выявлены случаи покушения на безопасность и независимость присяжных заседателей. Тем не менее отнесенная к их ведению категория уголовных дел неизбежно приводит к необходимости обеспечения полной безопасности присяжных, а не только ее декларации.
Следует отметить, что в полной мере не выполняются и прописанные в законе условия оплаты труда присяжных.
Поэтому для того, чтобы суд присяжных эффективно заработал, создавая должный правовой психологический климат отправления правосудия в России, необходимо решить не только правовые, но также экономические и организационные вопросы его функционирования.
- Что вы думаете о введении судов присяжных в военной системе правосудия?
- Думаю, что это необходимо осуществить. В связи с массовыми и грубыми нарушениями прав человека в рядах Вооруженных сил представляется необходимым рассмотрение коллегией присяжных уголовных дел, связанных с воинскими преступлениями, предусмотренными главой 33 Уголовного кодекса Российской Федерации, подсудных гарнизонным военным судам. Это особенно касается рассмотрения таких составов, как самовольное оставление части, дезертирство, уклонение от исполнения обязанностей военной службы. Такой шаг послужит дополнительной гарантией для военнослужащих от предвзятости суждений и ведомственных интересов.
- Как вы относитесь к призывам ограничить права присяжных на рассмотрении уголовных дел при наличии в них сведений, составляющих государственную тайну?
- Такая тенденция вызывает серьезное беспокойство. Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 27 марта 1996 года указал, что на судей предписания законодательства о порядке допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, не могут быть распространены, "поскольку это противоречит природе их конституционного статуса, особенностям занятия должности... и выполняемых ими функций". Данное положение полностью применимо и к присяжным заседателям на период судебного разбирательства. Следовательно, сторонники идеи ограничения конституционного права граждан на суд с участием присяжных заседателей предлагают ограничить доступ судьи к государственным секретам. Такая постановка вопроса представляется ошибочной, и это следует иметь в виду при подготовке дальнейших изменений в законодательстве, связанном с деятельностью суда присяжных.
В целом восстановление в постсоветской России суда присяжных - важное и большое достижение. Он нуждается не в выхолащивании своей сути путем забюрокрачивания, а совершенствовании с целью укрепления и развития своего демократического потенциала, потенциала защиты прав граждан.
Опубликовано в "Российской газете" 11 ноября 2004 года
Депутат Псковского областного Собрания Виктор Иванов внес законопроект "Об Уполномоченном по правам человека в Псковской области".
Депутат Псковского областного Собрания Виктор Иванов внес законопроект "Об Уполномоченном по правам человека в Псковской области".
14 октября, в областное Собрание внесен законопроект "Об Уполномоченном по правам человека в Псковской области". Автор законопроекта - помощник депутата Ульяна Михайлова, члены рабочей группы - Игорь Гагич и Юлия Никифорова.
Появление региональных Уполномоченных по правам человека предусмотрено Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в РФ", принятом Госдумой 26 февраля 1997 года.
В настоящее время институты Уполномоченных по правам человека действуют в 24 субъектах РФ, в том числе в Северо-западном федеральном округе - в республике КОМИ, в Калининградской и Архангельской областях.
/8112/ 12-18-38, Юлия Никифорова, заместитель руководителя Центра поддержки гражданских инициатив "УЧАСТИЕ".
Депутат Псковского областного Собрания Дмитрий Матвеев внес законопроект "Об Уполномоченном по правам человека в Псковской области".
11 ноября, депутат областного Собрания Дмитрий Матвеев внес законопроект "Об Уполномоченном по правам человека в Псковской области". Законопроект разрабатывался с участием общественных организаций Псковской области и является альтернативным к ранее внесенному законопроекту депутата Виктора Иванова.
Законопроекты в значительной степени отличаются друг от друга. С содержанием обоих можно ознакомиться в Центре поддержки гражданских инициатив "УЧАСТИЕ" (Псков, ул. Свердлова, 42-20, телефон 12-18-38).
В настоящее время институты Уполномоченных по правам человека действуют в 24 субъектах РФ, в том числе в Северо-западном федеральном округе - в республике КОМИ, в Калининградской и Архангельской областях.
/8112/ 16-25-37, Дмитрий Матвеев, депутат Псковского областного Собрания депутатов.