Общие положения |
К реализации проекта привлекаются специалисты, имеющие образование и опыт работы в следующих сферах:
Судьи турнира – педагоги, юристы, имеют опыт организации и судейства турнира игр дебаты.
Привлекаемые эксперты на волонтерской основе – международный эксперт по игре «Дебаты», доктор педагогических наук, профессор Светенко Т.В., представители властных структур будут участвовать в отдельных мероприятиях проекта (семинарах или играх).
Виды портфолио могут быть различны, но в данном случае предлагается описание портфолио достижений. Он включает в себя результаты работы по конкретному блоку учебного материала или за конкретный промежуток времени, оформленные всеми возможными и необходимыми способами.
В портфолио могут входить: домашние работы, схемы и таблицы, черновые записи, результаты групповой работы (например, записи, составленные в ходе «мозгового штурма»), письменные творческие работы, отрывки речей, фотографии, аудио и видеоматериалы, вопросы, возникающие в ходе работы, ксерокопии газетных и журнальных статей, грамоты, сертификаты и другие знаки достижений, листы самооценки, коллажи и другие образцы изобразительного творчества, списки дополнительной литературы и т. д.
Итак, портфолио по дебатам может включать следующие рубрики:
1. Оформление обложки портфолио в виде коллажа.
2. «Договоримся об определениях».
Данная рубрика является обязательной, так как работа с определениями - это
очень важный момент дебатов. Определения в дебатах предоставляют пространство
для спора.
Они должны быть не только правильными, но и достаточно емкими и глубокими.
В эту рубрику включается весь понятийный аппарат, связанный как с самой
технологией
игры «Дебаты» (спикер, тьютор, таймкипер, аргумент, доказательство, довод,
критерий
и т. д.), так и с содержанием различных тем. В эту рубрику могут войти результаты
выполнения различных практических заданий, связанных с формированием культуры
оперирования понятиями.
3. «Спикеры и роли».
Известно, что «Дебаты» – игра командная, у каждого спикера в игре есть свои
обязанности. Рубрика включает материалы по работе над ролями спикеров в игре
«Дебаты». Предлагается
включить в содержание рубрики анализ 1-2 игр с точки зрения выполнения спикерами
своих ролей. Очень важно, чтобы в ходе обучения навыкам игры попробовать
себя в роли разных спикеров, поэтому учитель предлагает им включить в содержание
этой рубрики и самоанализ участия в играх в роли 1, 2 и 3 спикеров. Особое
внимание
в этой рубрике следует уделить работе над стратегией отрицания.
4. «Требуются аргументы».
В дебатах очень важно научиться выстраивать цепочку логически связанных суждений
в систему аргументов, которые подтверждают тезис, строить умозаключения разного
типа, видеть структуру доказательства в чужой речи, выстроить свою линию
утверждения
или отрицания с аргументами в руках. Освоение этих навыков – цель данной
рубрики. В нее можно включить правила создания аргумента, рабочий листок для
создания
аргумента, примеры аргументов, образцы выполнения практических заданий по
составлению аргументов.
5. «Держи меня, соломинка, держи».
Подбор материалов для речи – очень важный этап подготовки к игре. Данная
рубрика – это опыт работы с поддержками. Она может включать различные виды
поддержек,
варианты оформления карточек с поддержками, ксерокопии газетных и журнальных
статей. В результате получается своеобразный банк поддержек. Чтобы речь
получилась убедительной, она должна быть, прежде всего, содержательной. При
подготовке
необходимо использовать не один источник информации, а несколько. К ним относятся:
научная,
научно – популярная литература, справочная литература (энциклопедии, словари
по различным отраслям знаний), художественная литература, статьи из газет
и журналов, передачи радио и телевидения, результаты социологических опросов,
статистические
сборники, личные контакты, беседы, интервью, размышления и наблюдения, Интернет.
Этот этап подготовки связан с умением работать в библиотеке, поэтому в содержание
рубрики можно включить списки дополнительной литературы.
6. «Вопросы и ответы».
Раунд перекрестных вопросов – важнейший момент дебатов. Эффективность дебатов
во многом зависит от умения спикеров правильно формулировать вопросы и умело
отвечать на них. Данная рубрика может включать классификацию вопросов, примеры
цепочек вопросов, образцы упражнений по отработке навыков работы с вопросами,
описание и анализ раундов перекрестных вопросов, памятки для участников раунда
перекрестных вопросов. Особое внимание следует обратить на возможные ошибки,
которые допускают спикеры в ходе раунда перекрестных вопросов.
7. «В мире
мудрых
мыслей».
Цитаты, высказывания знаменитых людей о риторике, ораторском искусстве, умении
выступать публично. Учащиеся могут поместить в эту рубрику свои собственные
мысли и афоризмы. Рубрика предлагается на выбор.
8. «Тема для дебатов».
Известно, что формулировка темы – это первый шаг в дебатах. Задача это непростая.
Тема должна быть актуальной и интересной для участников дебатов, правильно
сформулированной. В эту рубрику можно включить свои собственные темы, а также
темы предложенные
родителями, друзьями, учителями. Содержание этой рубрики может быть очень
полезно при организации импровизационных, тренировочных дебатов, когда выбирается
любая
тема из множества предложенных.
9. «Что мне дала игра «Дебаты» («Где мне
это пригодится»).
Название рубрики говорит само за себя. Любые знания и умения должны иметь
практическую направленность. Именно эта рубрика представляет собой опыт рефлексии
учащихся.
Работа над этой рубрикой помогает им осознать, какие новые знания и умения
они приобрели в ходе обучения навыкам игры «Дебаты». Можно предложить описание
конкретных
жизненных ситуаций, в которых эти навыки могут пригодиться.
10. «Реклама
игры «Дебаты».
Данная рубрика может быть выполнена в любом виде, используя любые художественные
средства. Это может быть коллаж, стихи, рассказ, эссе и т.д. Данная рубрика
предлагается на выбор.
11. «Отзывы о моем портфолио».
Рубрика заполняется учителем (тренером), одноклассниками, родителями и другими
значимыми для учащихся людьми. Критерии оценивания портфолио учителем должны
быть известны учащимся заранее. В качестве критериев можно рекомендовать:
наличие обязательных рубрик, «личностный характер» содержания, качество оформления,
использование портфолио на занятиях и при подготовке к играм. Способы оценивания
также могут
быть различны: таблица «П.С.В.» (Положительно. Советы. Вопросы); таблица
«Д.В.П.»
(Достоинства. Вопросы. Пожелания); таблица «И.Т.О.Г.» (Интересные, впечатляющие
моменты. Темы, которые наиболее раскрыты и обоснованы. Общие советы, рекомендации.
Главные выводы), произвольная письменная рецензия, трансфертный лист. Обязательная
рубрика.
Опыт работы позволил выявить следующие достоинства метода портфолио:
- одинаковых портфолио нет и быть не может, любая рубрика представлена в авторском
исполнении;
- учащиеся осуществляют рефлексию собственной деятельности, что
позволяет им осознать, какие новые знания, умения они получили;
- знания и умения выстраиваются в некоторую систему;
- портфолио предоставляет возможность увидеть и зафиксировать проблему,
а также способы ее решения; - широкие возможности для развития творческих
способностей
учащихся. Каждый из учащихся о своем портфолио может сказать: «Так умею только
я!»
- неформальная оценка портфолио, критерии оценки вырабатываются вместе
с учащимися.
Игра дебаты – одна из наиболее интересных и перспективных форм участия молодежи
в решении актуальных общественных проблем: объединяя детей в команду, она
создает
стимулы для овладения гражданско-правовыми знаниями и тем самым способствует
преодолению ценностного конфликта поколений и воспитанию человека, обладающего
демократическими потребностями, желающего и способного жить в своей стране,
своем городе, деревне по законам правового государства и нормам открытого
общества, сохраняя и приумножая национальные и историко-культурные традиции.
Дискуссия
способствует преодолению проявлений национализма, ксенофобии, нетерпимости,
воспитанию
культуры межнациональных отношений, толерантности.
1. Цели и задачи турнира
Цели: Пробуждение и поддержка местных молодежных инициатив, связанных с
участием в решении актуальных проблем Псковского региона: преодоление проявлений
национализма,
ксенофобии, нетерпимости, воспитание культуры межнациональных отношений,
толерантности и популяризация современных форм интеллектуального досуга.
Задачи:
1. Проведение 2 этапов (каждый из 4 (5) раундов) игр турнира дебатов «Толерантность
– ресурс гражданской активности» среди подростково-молодежных объединений
(команд школ, техникумов, училищ и др.).
2. Популяризация идей и ценностей
открытого
общества; углубление знаний о правах человека.
3. Привлечение внимания власти и общественности к позиции молодежи по данным
проблемам и конструктивным предложениям участников дебатов через организацию
открытого обмена мнениями, широкого общественного диалога, в том числе в
средствах массовой информации.
4. Содействие повышению уровня информированности
и просвещению
молодежи по проблемам ксенофобии и национальной нетерпимости.
5. Создание условий для формирования самостоятельной творческой личности
подростка, способной критически мыслить и публично представлять свои идеи.
2. Участники
турнира
Команды школ, техникумов, училищ, любых подростково-молодежных объединений
(в том числе клубов) и др. Команды формируются на уровне образовательных
учреждений и подростково-молодежных объединений самостоятельно под руководством
предполагаемых
тренеров.
3. Организация проведения турнира
В рамках каждого этапа турнира будут проводиться следующие мероприятия:
1. Проведение 2 обучающих семинаров (для учителей-тренеров и для команд-участниц)
по подготовке к турниру и определению тематики игр.
2. Проведение четырех
(пяти)
раундов игр: отборочный, четвертьфинал, полуфинал, финал (суперфинал). Количество
игр будет зависеть от числа поданных заявок. Каждая игра предполагает участие
двух команд, состоящих из 3 человек, судейской коллегии, включающей представителей
власти и общественности, групп поддержки. Пары подбираются случайным образом
по результатам жеребьевки. В суперфинале (на 2 этапе) предполагается организовать
встречу команды - победителя турнира со сборной командой молодежи.
3. Подведение итогов и награждение победителей и участников турнира.
Судейство на протяжении всего турнира осуществляется по международному протоколу
судейской коллегией. Результаты объявляются по окончании игр. Место проведения
игр будет определено отдельно для каждого раунда и объявлено участникам заранее
на обучающих семинарах.
Заявки на участие в семинарах и турнире дебатов посылаются в оргкомитет не
позднее, чем за неделю до начала семинаров (игр).
4. Сроки проведения
Первый этап – апрель – май 2004 г.
Второй этап - октябрь
– декабрь 2004 г.
5. Руководство турниром
Ответственность за подготовку и проведение турнира возлагается на оргкомитет.
Функции оргкомитета:
- определяет конкретные сроки проведения игр турнира, разрабатывает и утверждает
положение о проведении турнира;
- организует проведение турнира в соответствии
с Положением;
- назначает председателя судейской коллегии;
- утверждает проблематику игр турнира,
- совместно с судейской коллегией подводит итоги, награждает победителей;
- организует широкую пропаганду итогов турнира через средства массовой
информации.
6. Подведение итогов и награждение.
Итоги турнира подводит компетентная судейская коллегия на основании международных
правил игры «Дебаты». Решение о победителях принимается после совещания судейской
коллегии и оргкомитета. По итогам турнира определяются следующие призовые
места: одно первое место; одно второе место; одно третье место. Победителем
турнира
объявляется команда, выигравшая в финале.
Кроме командной победы будет награждены призеры по следующим номинациям «Лучший
спикер», «Приз зрительских симпатий», «Лучший болельщик».
7. Финансирование.
Финансирование этапов турнира осуществляется благодаря финансовой поддержке
благотворительного фонда поддержки инициатив гражданского общества «ТОЧКА
ОПОРЫ».